Забыл ещё одно. Сверхобогатые становятся "не совсем людьми", превращаются в "нечто иное" (см. сменные сердца Рокфеллера). Хорошая статья на тему "почему всё так плохо с жанром киберпанк" Киберпанк умер, а мы еще нет Слово «киберпанк» было модным лет так десять-пятнадцать назад. А сейчас уже нет. Широкие массы уже и не помнят, что оно означает. Обозреватели и блоггеры различного уровня интеллекта, привычно вставляют его в тексты и рецензии, к месту и не к месту. Но это ничего не меняет. Дело в том, что киберпанка в нашей реальности больше нет. Нет, он не умер. Он просто перестал быть фантастикой. Как перестали в какой-то момент быть фантастикой подводные лодки Верна, летательные аппараты тяжелее воздуха и даже ракеты, уносящие пилотов на орбиту планеты. Киберпанк пережил свой век. Как обычная социальная фантастика ближнего прицела, он догнал «свое» время и растворился в нем, как шипучая таблетка аспирина в кипятке. Он больше не пугает, не предупреждает, не наставляет, не предсказывает и не исследует. Он как пророк, пытающийся вещать о конце света, стоящий под огненным дождем на фоне ядерного гриба. Говорит толково и правдиво, но бегущие мимо граждане, начинающие потихоньку дымиться, досадливо отмахиваются – да знаем уже, видим, хватит верещать. В самом деле. Главная заповедь, краеугольный камень и основа основ киберпанка «hi tech -lowlife». С лоулайфом все понятно, этого всегда в избытке, а хайтеч… то что было хайтечем лет двадцать назад нынче прочно вошло в наши дома. Вообразите. Юный одмин Василий, сидит на полу съемной раздолбанной однушки в Бирюлево, давится заваренным Роллтоном, потому что рядом на столе лежит купленный в кредит айфон. Он беден, голоден, но верит в социальный протест путем демонстраций. Через новый афйончик он в видеочатике треплется с юной барышней с мультяшной нарисованной мордашкой, пытаясь развести ее на вирт, рассказывая о том, как ходил на демонстрации на улицах, поддерживая «протест». Барышня ведет себя странновато, картинка, налепленная на харю прямо он-лайн, во время трансляции, дрожит и ползет набок. И Василий не без оснований подозревает, что за ней на самом деле скрывается Ахмед (на самом деле нет – это лейтенант Пронин, ищущий демонстрантов). На полу нищебродской квартиры без мебели, рядом с коленкой Василия, лежит флешка. На ней – украденный список адресов клиентов конторы в которой он работает, список для рассылки коммерческих предложений. Он стоит денег, поэтому Вася слил ее с рабочего компа, чтобы продать конкурентам из спамерской конторы в дарк-нете. И прикупить на черном рынке Митино барахлишко для майнинга биткойнов. И он еще не знает, что в списках кроме мейлов он выгрузил реальные адреса клиентов, а это уже плохо, потому что служба безопасности конторы уже что-то заподозрила. При этом, на старом ноуте, он уже поставил спамер робота, настроил его, и собирается отправить рассылку. И людям будет звонить робот, и сбрасывать таинственно звонок, чтобы те перезвонили как лохи, на платный телефон… Унылая серая реальность наших дней. А теперь представим, что занюханная однушка превращается в крохотную съемную квартирку в Японском районе Сидзюку, в окно полыхает неоновая реклама из иероглифов, освещая хрупкую фигуру щуплого узкоглазого Акихико – юного одмина мелкой конторы. Он жрет палочками лапшу Рамен. Около коленки, на татами, пластиковая карточка размером с ноготок на которой содержится СЕКРЕТНАЯ база данных стыренная с работы. В телефончике с двумя эакранами чатик с вирутальной лисичкой, на старом ноуте по черному фону бегут зеленые строчки кода, робот подключается к разным адресам, сам выискивая нужную информацию, во дворе уже стоят мотоциклы якудза, которым Акихико должен денег за телефончик (но собирается откупиться базой данных), а лейтенант Изаму уже выехал из районного управления (в черном кожаном плаще на черной черной машине, в черном костюме с белым воротничком и с мятой китайской сигаретой в зубах), чтобы арестовать опасного революционера. Разумеется Акихико (который все наврал лисичке про участие в протестах), потому что на темных улицах Токио уже полыхают бочки с огнем, а толпы молчаливых дисциплинированных японцем ровным строем протестовать против поднятия пенсионного возраста до ста лет… Киберпанк не умер, его просто больше нет – как класса. Классической социальной фантастики ближнего прицела. В которой главное – исследование отношений внутри общества, в котором одновременно и высокие технологии и низкий уровень жизни. Как это сочетание изменит общество? Какие социальные последствия вызовет? Да знаем уже – как. Видим, хватит верещать. Ничего не изменится. Как и предполагалось. Технологии – ничего не меняют, психология приматов остается прежней. Барыги буду барыгами, лохи лохами, дураки – дураками, а наивные прекрасные мечтатели по-прежнему превращаются в циничных, брыжущих ядом, мизантропов. И не важно, что именно они будут держать в руках, совершая свои поступки – деревянные счеты или шлем виртуальной реальности от Самсунг. Ближний прицел киберпанка оказался слишком близким. И его больше с нами нет. Зато остались пыльные декорации, на которые можно сверху насыпать блесток детектива, порно, хорорра, нф, боевика и сварить что-то красивое и блестящие для широких масс. Которое можно назвать красивым словом – киберпанк. И потому, хотя киберпанк и умер, вы еще не раз с ним встретитесь, товарищи широкие массы. С этой самой красиво разрисованной блестками тенью, от которой несет свежей кладбищенской землей. Ведь барыги все еще остались барыгами, а лохи лохами. И эта музыка будет вечной, как вся психология приматов – именно такой вывод и делает социальная фантастика ближнего прицела, ранее известная как Киберпанк. PS Кстати, Видоизмененный Углерод – чудесный киберпанк сериал. Примерно до седьмой серии, когда построенные декорации засыпает блестками обычного детектива смешанного с боевиком.